Последние темы
Праздники Исландии
Вход
Поделить Арктику, не устроив "ледового побоища"
Страница 1 из 1
Поделить Арктику, не устроив "ледового побоища"
В четверг глава российского МИД Сергей Лавров встретился с коллегами из стран Северной Европы. В Мурманске прошла 12-я сессия Совета Баренцева/Евроарктического региона. На ней министр подвел итоги российского председательства на"арктическом форуме".
Лавров сообщил, что за два года российского председательства в Совете, которое перешло в четверг к Швеции, нам удалось выполнить все, что было намечено. Работа Совета складывается из "сотен небольших проектов" и "конкретных дел": это освоение ресурсов и развитие экономических связей, решение проблем коренных народов Севера и экологии. Министр сказал: суровые условия в Баренцевом регионе способствуют тому, чтобы "люди и государства помогали друг другу".
Напомним: Совет Баренцева/Евроарктического региона создан в 1993 году - для сотрудничества стран "полярного клуба". В него вошли Россия, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия и Швеция. Есть еще "большая девятка" наблюдателей, среди которых - США и Канада.
Глава МИД участвовал и в Международном экономическом форуме, который также открылся в четверг в Мурманске. Там Лавров говорил об особой ответственности нашей страны - "с учетом того значительного места, которое Арктика занимает в России, а Россия - в Арктике". По его словам, в Баренцевом регионе нет проблем, "которые нуждались бы в военных решениях или оправдывали присутствие здесь военных блоков".
Впрочем, это вовсе не отменяет факта конкуренции в регионе. Кладовая углеводородов (под арктическими льдами может быть скрыта четверть мировых запасов газа и нефти) - не только площадка для успешного сотрудничества. На ресурсы претендуют ведущие державы. Причем не только пять государств, имеющих выход к северным морям, то есть Россия, Канада, США, Норвегия и Дания (ей принадлежит Гренландия). Большой интерес к региону проявляет Китай: он уже отправлял на Крайний Север свой ледокол, а на Шпицбергене открыл исследовательскую станцию.
Впрочем, до сих пор "ледовые побоища" проходили заочно. Так, в 1980-е годы датские моряки водрузили на пустынном островке Ганса свой флаг и закопали в мерзлые недра бутылку своей водки. А уже в 2005-м туда нагрянули канадские военные, заменили стяг конкурентов и закопали рядом с водкой бутылку виски. В ответ на такую дерзость датчане направили к спорному клочку земли военный ледокол. Курьезно. Но когда два года назад подводный аппарат "Мир-1" установил на дне Северного Ледовитого океана титановый триколор, это не на шутку взволновало наших соседей.
Развалился СССР - обветшало и наше хозяйство в Арктике: заброшены плавучие станции, пришли в негодность военные объекты. Но если СССР не вернешь, то Арктика - по-прежнему наша. Год назад выездное заседание Совета безопасности Российской Федерации прошло на самом северном рубеже России - погранзаставе "Нагурское", отстроенной с иголочки на архипелаге Земля Франца-Иосифа. А спустя несколько дней президент Дмитрий Медведев подписал "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу".
Согласно документу к 2020 году российская арктическая зона должна превратиться в "ведущую стратегическую ресурсную базу" нашей страны. Для этого уже сейчас нужно восстанавливать научно-исследовательский флот, начинать освоение нефтегазовых месторождений на шельфе, создавать инфраструктуру Северного морского пути, который может стать важнейшей транспортной артерией между Европой и Азией в случае отступления ледника (об этих перспективах недавно писали "Известия"). По мнению ученых, глобальное потепление поможет России и в разведке шельфа. Платформы глубоководного бурения и тем более технологии, позволяющие добывать углеводороды через толщу льда, потребуют гигантских затрат. Так что на промышленное освоение Арктики уйдет не одно десятилетие.
Впрочем, таяние льдов окажется на руку не только нам. Среди приоритетов отечественной доктрины - скорейшее "международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны" России. В 1997 году Москва ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву. Одна из ее статей предусматривает: страны, претендующие на морские недра за пределами исключительной экономической зоны в 200 миль, должны обосновать свое право на них. В 2001 году Россия первой подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. В ней доказывалось, что 1,2 млн квадратных километра Арктики - продолжение именно Сибирской платформы.
Помимо России на хребты Ломоносова и Менделеева претендуют Дания и Канада. Да и американцы, чей арктический сектор ограничивается небольшим треугольником от Аляски до Северного полюса, борются за доступ к северной макушке планеты. Причем США Конвенцию ООН не ратифицировали - чтобы ничем не стеснять свои притязания.
Вопрос о присутствии в Арктике - не только экономический, но и военно-политический. В арктической доктрине США прямо говорится о планах нарастить военное присутствие в регионе. Россия настаивает: милитаризация Арктики недопустима. "Основы госполитики" предписывают усилить оборонный потенциал страны и наладить в нашей арктической зоне эффективную систему береговой охраны.
Известно, что США разработали новый проект противо-ракетного щита. До 2011 года предполагается оснастить новой противоракетной системой Standard-3 18 надводных кораблей в Северном и Средиземном морях. Второй этап предусматривает повышение боевого потенциала этой системы к 2015 году за счет новой модификации ракет-перехватчиков. И, наконец, к 2020 году возможности системы будут доведены до такого уровня, когда она действительно сможет перехватывать баллистические ракеты на начальном - разгонном - участке траектории.
"У США уже есть эффективная система ПРО морского базирования на крейсерах и эсминцах системы "Иджис", - сказал "Известиям" заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Если льды все-таки растают, то Северный морской путь будет свободен для судоходства весь сезон. Тогда американцы смогут постоянно держать в арктических водах боевые корабли и подлодки с крылатыми ракетами - ведь им не нужно будет пробивать лед".
Все это лишний раз доказывает: Россия не должна отдать никому ни пяди земли, ни кусочка льда. Впрочем, льда в Арктике скоро может и не остаться. В четверг стали известны результаты исследования британских экологов: к 2030 году постоянный лед в районе Северного полюса исчезнет.
Лавров сообщил, что за два года российского председательства в Совете, которое перешло в четверг к Швеции, нам удалось выполнить все, что было намечено. Работа Совета складывается из "сотен небольших проектов" и "конкретных дел": это освоение ресурсов и развитие экономических связей, решение проблем коренных народов Севера и экологии. Министр сказал: суровые условия в Баренцевом регионе способствуют тому, чтобы "люди и государства помогали друг другу".
Напомним: Совет Баренцева/Евроарктического региона создан в 1993 году - для сотрудничества стран "полярного клуба". В него вошли Россия, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия и Швеция. Есть еще "большая девятка" наблюдателей, среди которых - США и Канада.
Глава МИД участвовал и в Международном экономическом форуме, который также открылся в четверг в Мурманске. Там Лавров говорил об особой ответственности нашей страны - "с учетом того значительного места, которое Арктика занимает в России, а Россия - в Арктике". По его словам, в Баренцевом регионе нет проблем, "которые нуждались бы в военных решениях или оправдывали присутствие здесь военных блоков".
Впрочем, это вовсе не отменяет факта конкуренции в регионе. Кладовая углеводородов (под арктическими льдами может быть скрыта четверть мировых запасов газа и нефти) - не только площадка для успешного сотрудничества. На ресурсы претендуют ведущие державы. Причем не только пять государств, имеющих выход к северным морям, то есть Россия, Канада, США, Норвегия и Дания (ей принадлежит Гренландия). Большой интерес к региону проявляет Китай: он уже отправлял на Крайний Север свой ледокол, а на Шпицбергене открыл исследовательскую станцию.
Впрочем, до сих пор "ледовые побоища" проходили заочно. Так, в 1980-е годы датские моряки водрузили на пустынном островке Ганса свой флаг и закопали в мерзлые недра бутылку своей водки. А уже в 2005-м туда нагрянули канадские военные, заменили стяг конкурентов и закопали рядом с водкой бутылку виски. В ответ на такую дерзость датчане направили к спорному клочку земли военный ледокол. Курьезно. Но когда два года назад подводный аппарат "Мир-1" установил на дне Северного Ледовитого океана титановый триколор, это не на шутку взволновало наших соседей.
Развалился СССР - обветшало и наше хозяйство в Арктике: заброшены плавучие станции, пришли в негодность военные объекты. Но если СССР не вернешь, то Арктика - по-прежнему наша. Год назад выездное заседание Совета безопасности Российской Федерации прошло на самом северном рубеже России - погранзаставе "Нагурское", отстроенной с иголочки на архипелаге Земля Франца-Иосифа. А спустя несколько дней президент Дмитрий Медведев подписал "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу".
Согласно документу к 2020 году российская арктическая зона должна превратиться в "ведущую стратегическую ресурсную базу" нашей страны. Для этого уже сейчас нужно восстанавливать научно-исследовательский флот, начинать освоение нефтегазовых месторождений на шельфе, создавать инфраструктуру Северного морского пути, который может стать важнейшей транспортной артерией между Европой и Азией в случае отступления ледника (об этих перспективах недавно писали "Известия"). По мнению ученых, глобальное потепление поможет России и в разведке шельфа. Платформы глубоководного бурения и тем более технологии, позволяющие добывать углеводороды через толщу льда, потребуют гигантских затрат. Так что на промышленное освоение Арктики уйдет не одно десятилетие.
Впрочем, таяние льдов окажется на руку не только нам. Среди приоритетов отечественной доктрины - скорейшее "международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны" России. В 1997 году Москва ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву. Одна из ее статей предусматривает: страны, претендующие на морские недра за пределами исключительной экономической зоны в 200 миль, должны обосновать свое право на них. В 2001 году Россия первой подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. В ней доказывалось, что 1,2 млн квадратных километра Арктики - продолжение именно Сибирской платформы.
Помимо России на хребты Ломоносова и Менделеева претендуют Дания и Канада. Да и американцы, чей арктический сектор ограничивается небольшим треугольником от Аляски до Северного полюса, борются за доступ к северной макушке планеты. Причем США Конвенцию ООН не ратифицировали - чтобы ничем не стеснять свои притязания.
Вопрос о присутствии в Арктике - не только экономический, но и военно-политический. В арктической доктрине США прямо говорится о планах нарастить военное присутствие в регионе. Россия настаивает: милитаризация Арктики недопустима. "Основы госполитики" предписывают усилить оборонный потенциал страны и наладить в нашей арктической зоне эффективную систему береговой охраны.
Известно, что США разработали новый проект противо-ракетного щита. До 2011 года предполагается оснастить новой противоракетной системой Standard-3 18 надводных кораблей в Северном и Средиземном морях. Второй этап предусматривает повышение боевого потенциала этой системы к 2015 году за счет новой модификации ракет-перехватчиков. И, наконец, к 2020 году возможности системы будут доведены до такого уровня, когда она действительно сможет перехватывать баллистические ракеты на начальном - разгонном - участке траектории.
"У США уже есть эффективная система ПРО морского базирования на крейсерах и эсминцах системы "Иджис", - сказал "Известиям" заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Если льды все-таки растают, то Северный морской путь будет свободен для судоходства весь сезон. Тогда американцы смогут постоянно держать в арктических водах боевые корабли и подлодки с крылатыми ракетами - ведь им не нужно будет пробивать лед".
Все это лишний раз доказывает: Россия не должна отдать никому ни пяди земли, ни кусочка льда. Впрочем, льда в Арктике скоро может и не остаться. В четверг стали известны результаты исследования британских экологов: к 2030 году постоянный лед в районе Северного полюса исчезнет.
buick- Мудрый Тролль
- Количество сообщений : 2776
Дата рождения : 1975-07-03
Возраст : 48
Географическое положение : Yamburg
Арктическая гонка. Конкуренция нарастает
Будущее мира - на севере. На наших глазах в Ледовитом океане сейчас разворачивается борьба за контроль над миллиардами кубометров нефти и газа. И здесь у России, хоть мы и самая большая северная страна, - много конкурентов. Интерес подогревает и глобальное потепление. Лед уходит, открывается Северный морской путь.
Сентябрь 2009 года. Сухогрузы Family и Fraternity бременской компании Beluga проходят Северным морским путем. Событие историческое. В этих районах российской Арктики корабли под иностранным флагом впервые.
Немецкие суда с грузом для российских северных портов шли в сопровождении атомных ледоколов. Их помощь, впрочем, не потребовалось. Льда на всем пути почти не оказалось.
"Когда мы идем через Севморпуть, мы экономим 350 тысяч долларов, - отмечает президент компании Beluga Shipping Нильс Штольберг. - Это важно. А еще важно, что там нет пиратов. При проходе через Суэцкий канал есть опасность с ними столкнуться, а здесь все в порядке".
Президент компании Beluga Shipping Нильс Штольберг с гордостью показывает на макет одного из тяжелых грузовых кораблей. Штольберг мечтает, чтобы его корабли регулярно ходили из Европы в Азию и обратно по Севморпути. Что, как минимум, на 10 дней быстрее традиционного маршрута через Суэцкий канал и короче на три тысячи морских миль.
Экспедиция из Кембриджа. Ученые подтвердили: через несколько десятков лет из-за потепления суда смогут свободно плавать в водах Северного Ледовитого океана. К таким же выводам пришли и российские ученые во время годового дрейфа станции "Северный полюс-36". Северная полярная шапка, действительно, стремительно тает.
"Глобальное потепление действует, наверное, на Северный Ледовитый океан, - рассуждает начальник дрейфующей научной станции "Северный полюс-36" Юрий Катраев. - И весьма сложно найти, подобрать льдину и высаживаться на льдину толщиной 3-4 метра, например, на которую сейчас "СП-37" высадили. А у нас льдина была толщиной всего от 1,65 до 2,10. Вот на такой тонкой льдине в человеческий рост, на такой тонкой льдине, нам пришлось зимовать целый год".
Заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики Московского энергетического института Владимир Клименко добавляет: "Примерно лет через 30-40 в Арктике будет достигнут уровень температур, который не наблюдался там в течение тысячелетий. Сформируются исключительно благоприятные климатические условия. Благоприятные, в первую очередь, для мореплавания".
"Вопрос в том, что транспортировать, какие грузы, - считает генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. - Оставаться только коридором для чужих грузов из Европы в Азиатский регион – это, конечно, плохо. Вопрос в том, что грузами такими могут быть углеводородные ресурсы, которых в этом регионе видимо-невидимо. Они сейчас пока скрыты подо льдом, скрыты под шельфом, но запасы все газовые и частичное нефтяные сосредоточены в шельфовой зоне Арктики".
По самым общим оценкам, в Арктическом шельфе до четверти всех мировых запасов углеводородов. Ценнейшие данные на этот счет, например, были получены в августе 2007 года на глубоководных аппаратах "Мир-1" и "Мир-2". Образцы грунта должны доказать, что Хребты Ломоносова и Менделеева имеют одинаковое геологическое строение с российским шельфом. А, значит, они - часть Сибирской континентальной платформы и территории России.
"Сразу пошли там американские экспедиции, датская экспедиция, норвежская, немецкая и даже японская, - рассказывает заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич. - То есть все двинулись на Северный полюс, чтобы как бы "столбить" территории. И здесь, конечно, важно "столбить".
Действительно, желающих "застолбить" свое место в высоких широтах все больше. Оттава открыто называет Арктику канадской и строит глубоководный порт и базу ВМФ, где будут постоянно находиться несколько патрульных кораблей. В регионе также станет дислоцироваться гарнизон в тысячу арктических стрелков.
Другой полярный игрок - Норвегия - строит 10 кораблей спецназначения. Тем временем, ледоколы береговой охраны Канады и США Louis S. St Laurent и Healy отправились в экспедицию для сбора данных о границах шельфа в Западной Арктике.
"Мы проводили исследования в глубине Северного полюса, - рассказывает капитан ледокола Healy Тэд Линдрстом. - Так глубоко мы даже не заглядывали прежде. Это 450 миль южнее Северного полюса. Возможно, мы проследовали несколько дальше, чем будут простираться претензии США, однако нам нужно было исследовать все возможности".
Свои возможности в регионе сегодня исследуют Исландия и Япония. Программу по освоению Арктики "Белый дракон" запустил даже далекий от Арктики Китай. И далеко неполный список претендентов на кладовую XXI века.
"Вести.Ru"
Сентябрь 2009 года. Сухогрузы Family и Fraternity бременской компании Beluga проходят Северным морским путем. Событие историческое. В этих районах российской Арктики корабли под иностранным флагом впервые.
Немецкие суда с грузом для российских северных портов шли в сопровождении атомных ледоколов. Их помощь, впрочем, не потребовалось. Льда на всем пути почти не оказалось.
"Когда мы идем через Севморпуть, мы экономим 350 тысяч долларов, - отмечает президент компании Beluga Shipping Нильс Штольберг. - Это важно. А еще важно, что там нет пиратов. При проходе через Суэцкий канал есть опасность с ними столкнуться, а здесь все в порядке".
Президент компании Beluga Shipping Нильс Штольберг с гордостью показывает на макет одного из тяжелых грузовых кораблей. Штольберг мечтает, чтобы его корабли регулярно ходили из Европы в Азию и обратно по Севморпути. Что, как минимум, на 10 дней быстрее традиционного маршрута через Суэцкий канал и короче на три тысячи морских миль.
Экспедиция из Кембриджа. Ученые подтвердили: через несколько десятков лет из-за потепления суда смогут свободно плавать в водах Северного Ледовитого океана. К таким же выводам пришли и российские ученые во время годового дрейфа станции "Северный полюс-36". Северная полярная шапка, действительно, стремительно тает.
"Глобальное потепление действует, наверное, на Северный Ледовитый океан, - рассуждает начальник дрейфующей научной станции "Северный полюс-36" Юрий Катраев. - И весьма сложно найти, подобрать льдину и высаживаться на льдину толщиной 3-4 метра, например, на которую сейчас "СП-37" высадили. А у нас льдина была толщиной всего от 1,65 до 2,10. Вот на такой тонкой льдине в человеческий рост, на такой тонкой льдине, нам пришлось зимовать целый год".
Заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики Московского энергетического института Владимир Клименко добавляет: "Примерно лет через 30-40 в Арктике будет достигнут уровень температур, который не наблюдался там в течение тысячелетий. Сформируются исключительно благоприятные климатические условия. Благоприятные, в первую очередь, для мореплавания".
"Вопрос в том, что транспортировать, какие грузы, - считает генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. - Оставаться только коридором для чужих грузов из Европы в Азиатский регион – это, конечно, плохо. Вопрос в том, что грузами такими могут быть углеводородные ресурсы, которых в этом регионе видимо-невидимо. Они сейчас пока скрыты подо льдом, скрыты под шельфом, но запасы все газовые и частичное нефтяные сосредоточены в шельфовой зоне Арктики".
По самым общим оценкам, в Арктическом шельфе до четверти всех мировых запасов углеводородов. Ценнейшие данные на этот счет, например, были получены в августе 2007 года на глубоководных аппаратах "Мир-1" и "Мир-2". Образцы грунта должны доказать, что Хребты Ломоносова и Менделеева имеют одинаковое геологическое строение с российским шельфом. А, значит, они - часть Сибирской континентальной платформы и территории России.
"Сразу пошли там американские экспедиции, датская экспедиция, норвежская, немецкая и даже японская, - рассказывает заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич. - То есть все двинулись на Северный полюс, чтобы как бы "столбить" территории. И здесь, конечно, важно "столбить".
Действительно, желающих "застолбить" свое место в высоких широтах все больше. Оттава открыто называет Арктику канадской и строит глубоководный порт и базу ВМФ, где будут постоянно находиться несколько патрульных кораблей. В регионе также станет дислоцироваться гарнизон в тысячу арктических стрелков.
Другой полярный игрок - Норвегия - строит 10 кораблей спецназначения. Тем временем, ледоколы береговой охраны Канады и США Louis S. St Laurent и Healy отправились в экспедицию для сбора данных о границах шельфа в Западной Арктике.
"Мы проводили исследования в глубине Северного полюса, - рассказывает капитан ледокола Healy Тэд Линдрстом. - Так глубоко мы даже не заглядывали прежде. Это 450 миль южнее Северного полюса. Возможно, мы проследовали несколько дальше, чем будут простираться претензии США, однако нам нужно было исследовать все возможности".
Свои возможности в регионе сегодня исследуют Исландия и Япония. Программу по освоению Арктики "Белый дракон" запустил даже далекий от Арктики Китай. И далеко неполный список претендентов на кладовую XXI века.
"Вести.Ru"
buick- Мудрый Тролль
- Количество сообщений : 2776
Дата рождения : 1975-07-03
Возраст : 48
Географическое положение : Yamburg
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Пн Апр 29, 2024 7:07 am автор Джетт
» Тиманский овраг
Ср Дек 27, 2023 10:47 pm автор Джетт
» Отель "Ореанда"
Вс Сен 10, 2023 8:05 am автор Джетт
» Карельские рассветы
Вс Апр 23, 2023 7:36 am автор Джетт
» Альма-Матер
Вс Дек 25, 2022 6:42 am автор Джетт
» Две вдовы Маленького Принца
Вс Авг 28, 2022 6:47 am автор Джетт
» Самый сочный шашлык - рецепты, маринады и другие хитрости
Вс Июн 12, 2022 11:34 pm автор drogbank
» Сентябрь в Алустосе
Чт Май 26, 2022 5:16 am автор Джетт
» Кронштадтский тупик
Вс Дек 05, 2021 7:22 am автор Джетт
» Говяжий язык
Ср Ноя 17, 2021 11:06 am автор drogbank