Последние темы
Похожие темы
Праздники Исландии
Вход
Русский европеец Владимир Ашкенази
Страница 1 из 1
Русский европеец Владимир Ашкенази
Фото: РИА Новости
Всемирно известного дирижера Владимира Ашкенази невозможно назвать российским, британским или каким-то еще. Живет он в Швейцарии, работает везде и так много ездит по всему миру, что никто не решается "привязать" его к той или иной стране. Сам он, впрочем, считает себя русским европейцем
Приехав не так давно по делам в Великобританию, Владимир Ашкенази нашел время ответить на вопросы "Англии".
"Я – музыкант, катаюсь по всему свету, дирижирую. Все как раньше!" – улыбаясь, говорит он о себе.
В сентябре Ашкенази и Сиднейский симфонический оркестр завершили турне по Европе, выступив и в Великобритании. "Мы успешно выступили на BBC Proms и на Edinburgh Festival", – начинает рассказывать он по-русски – и сразу же ("споткнувшись", видать, о британский топоним) переходит на английский, не меняя оживленного ритма беседы.
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ И О РОССИИ
- Владимир Давидович, многие журналисты, которым Вы давали интервью, отмечают, что Вы любите переходить на английский язык. Неужели Вы совсем отвыкли говорить по-русски?
- По-русски, конечно же, я говорю, но не часто. И когда говорю, стараюсь не перескакивать, но это иногда бывает сложно.
- При том образе жизни, который Вы ведете, удалось ли вам сохранить родной язык?
- Я не теряю русский язык – читаю по-русски. У меня огромная библиотека русской литературы. Всю русскую классику я читал еще мальчишкой. Все, что бы Вы ни спросили, у меня, скорее всего, есть. Современную литературу люблю меньше. Кое-что читал, но меня все это не очень тронуло. Меня, например, всегда интересовал Солженицын. Но он – уже история. Я почти не читаю художественную литературу. Читаю больше об истории и о человечестве вообще, о том, что мы из себя представляем, что происходит с нашим несчастным человечеством.
- Почему несчастным?
- Потому что мы не учимся у истории. Но почему мы не учимся – на этот вопрос никто не отвечает, в том числе и авторы книг, которые я читаю. Если подумать, Европа с 1945 года живет мирно. Нет войн. Люди друг друга не убивают. Так что, может быть, это начало чего-то нового? Если весь мир посмотрит на нас, может быть, он задумается над тем, что без войн существовать лучше. Ведь переговорами можно достичь гораздо больше, чем если друг друга убивать. Чего добилась Америка в Ираке и Афганистане? Всего этого они могли добиться и без жертв.
Но будем надеяться на лучшее. Я думаю, что все мы – США, Европа, Австралия, Новая Зеландия, Япония – в целом друг друга понимаем и осознаем, что ссоры ни к чему не приведут. И поэтому всегда придерживался теории, что и Россия должна смотреть на Запад и быть частью Запада.
- В России сейчас популярны другие теории.
- Очень жалко. Меня это очень волнует, и я боюсь этого. России нужно быть вместе с Западом, ведь Запад хочет достичь мира и взаимопонимания. Это будет только на пользу обеим сторонам. У нас даже уже есть кое-какие начала демократии. Эта демократия еще не стопроцентная, но я думаю, что это вопрос времени.
- Вы считаете, что в России идет развитие в сторону демократии?
- Я очень хочу надеяться, что страна идет по правильному пути. Что такое правильный путь – тоже очень сложно сказать, но я думаю, что мы должны быть все вместе, потому что вместе мы сможем сделать мир лучше быстрее, чем по отдельности. А мы, к сожалению, еще ругаемся друг с другом. Зачем это нужно? Трудно судить о сегодняшнем дне. Я думаю, что страна еще не готова к абсолютной западной свободе. То, чего достиг Запад, – замечательно, люди должны иметь свободу совести и сознания, право высказываться.
А в России все еще не совсем так. Но думаю, что все это еще будет. В любом случае, сейчас там гораздо лучше, чем было. И я не считаю, что страна может повернуть обратно. Когда новые люди придут к власти, я думаю, что у них постепенно будет меняться отношение к правам человека, к политическим образованиям.
Конечно, это большая страна, и управлять ею нелегко. Здесь всегда были замечательные люди, но всегда было мало равноправия. Его не было ни в царской России, ни в советской. И только сейчас дело идет к тому, что люди могут быть свободными, говорить то, что они хотят. Думаю, что Россия к этому в конце концов придет. Прошедшие 25 лет – слишком короткий срок. Это всего лишь одно поколение, а нужно два, три, четыре поколения. Так сразу ничего не получишь, все должно быть постепенно. Но направление у России правильное.
- В России бы с Вами не все согласились. Чем дальше, тем больше там говорят о "суверенной демократии", об особенном, порой даже антизападном пути.
- Ну что такое "антизападный"? Вон как много об этом говорили раньше, и куда пришли? К 70 годам коммунизма! А ведь у нас были и Толстой, и Достоевский, и Чайковский, и так далее. А что, они были какие-то особенные русские? Нет, у них вся их философия и отношение к жизни были бы немыслимы без Запада, в первую очередь без Европы. Я не говорю, что Европа выше нас. Конечно, у нас есть свои исторические и идеологические вещи, предпосылки, а у Европы – свои. Но все-таки Европа – это множество стран, и у каждой из них тоже были свои особенности, но они объединились!
Почему мы не можем объединиться с Европой? Потому что это огромная страна? Это не аргумент. Много восточных народов? Но мы можем всех их объединить и быть частью цивилизованного мира. И, двигаясь навстречу Западу, мы делаем колоссальный шаг вперед – не только для себя, но и для всего мира. Наша цивилизация – это Европа и Россия. Когда-то русофилы утверждали, что наша судьба другая, и что получилось? Получился коммунизм. Я очень много думаю об этом, и мне хочется, чтобы Россия смотрела на Запад и стала равным членом цивилизованного общества.
ОБ ОТЪЕЗДЕ
- Когда и почему вы уехали из России?
- Началось все из-за моей жены. Она – исландка по происхождению, жила с семи лет в Лондоне, ее семья переехала туда сразу после войны. Ее отец был музыкантом, он учился в Royal Academy of Music. Она очень одаренная пианистка, тоже училась в RAM. После получения диплома она поехала на два года в СССР учиться в консерватории. В Москве училась у того же профессора, что и я. Так мы познакомились и поженились, у нас родился сын.
Ей пришлось получить советское гражданство и отказаться от исландского, чтобы не помешать моей карьере. Ей так и сказали в Министерстве культуры: если вы оставите исландское гражданство, то у вашего мужа не будет карьеры. Чудные люди, правда?
Она решила быть верной супругой и стала советской гражданкой. Потом в 1963 году мне предложили выступить в Лондоне, и я сказал в Министерстве культуры: "Знаете, моя жена всю жизнь прожила в Лондоне, и я не могу ей сказать, что она не может поехать со мной в Лондон. Может быть, вы ей разрешите поехать со мной, оформите ей паспорт и визу?"
Была зима, у меня была простуда, и я сам не мог прийти в Министерство культуры за ответом. И вот один парень, с которым я был знаком, пришел ко мне в квартиру и говорит: "Знаешь, Володя, как-то неудобно. Если ты поедешь в Лондон с женой, то и другие будут проситься поехать с женой. У нас на это нет средств".
Я ему ответил: "Лева, как я могу сказать моей жене, что она не может поехать? Она всю жизнь там жила! Мне все равно, что будет с другими артистами. У них не было жены, которая жила в Лондоне. Если не хотите, я вообще не поеду!" "Нет-нет, мы не можем отменить концерт", – услышал я в ответ. "Ну тогда, – я говорю, – решайте сами!"
В итоге они решили, что она поедет. Но это было опять же не так просто. Меня вызвали в ЦК партии. Два человека с черными галстуками меня встретили, сказали: "Товарищ Ашкенази, очень приятно Вас видеть, чувствуйте себя как дома. Мы хотим с Вами поговорить, расскажите, как у Вас идет жизнь". В общем, мы так разговаривали около часа, может быть, немножко меньше.
Я хорошо помню один вопрос, который они мне задали. Тогда только вышла повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича". И меня спросили: "Вы эту повесть уже читали?" А я никак не мог достать этой книги, потому что ее распродали и ни у кого ее не было. Но я не мог такого сказать! "Да-да, – говорю, – читал". "Ну и что Вы скажете?" Я говорю: "Это очень важная книга, мы должны знать правду о нашей жизни, она написана с хорошим пониманием нашей страны. Я очень рад, что мы смотрим на нашу историю и делаем все, чтобы жизнь была лучше".
Они остались довольны. Спрашивают: "А у Вас что, жена – иностранка?" Я говорю: "Да. Но она очень счастлива жить в России. Вы знаете, она даже голосовала. А когда она получила советский паспорт, ей сказали: поздравляем Вас, теперь Вы гражданка самой свободной страны в мире. Как я теперь могу ей сказать, что она не может поехать в Англию?"
Мне сказали: "Ну, в общем, идите в Министерство культуры". Я пришел (это было совсем рядом, через дорогу), мне приносят паспорт с английской визой. Я спрашиваю: "А паспорт жены?" Мне говорят: "Не готов".
Это мне не понравилось. Была пятница, а я должен был лететь в Англию во вторник. Или даже в понедельник. Велели позвонить на следующей неделе. Я не стал ругаться, поехал в Лондон. Оттуда звоню жене. Она говорит, что пошла в Министерство культуры, а паспорт снова не готов.
Я связался с чиновниками и сказал, что если они не дадут моей жене визу к первому концерту, я пойду в исландское посольство в Великобритании и скажу, что они не дают ей возможность улететь. Ей дали паспорт на следующий день. К тому же она сказала, что ей некому оставить нашего маленького сына, которому было полтора года, и ей в паспорт вклеили его фото. И вот когда они приехали, она сказала, что не хочет ехать назад, раз с ней так поступают. В следующий раз могут вообще не разрешить. И мы остались.
С тех пор она мне говорит, что если бы они этого тогда не сделали, наверное, она бы не захотела остаться на Западе. Но советские чиновники вели себя так, что ей не захотелось возвращаться. Вот такая история. В следующий раз я оказался в России только в 1989 году.
ОБ ИСЛАНДИИ
- После Лондона Вы уехали жить в Исландию. Расскажите, как Вам там жилось?
- Я очень мало жил в Исландии, у меня все время были концерты. Кстати, концерты были одной из причин, почему нам пришлось оттуда уехать. Ведь из Рейкьявика даже до Лондона – 2 часа 40 минут лету. А в другие места еще дольше! Постоянно перелеты, постоянно пересадки. Было очень трудно бывать дома, к тому же тогда самолеты летали в Исландию не каждый день. Очень трудно было планировать свою жизнь. У нас пятеро детей, и они с нами ездили, пока были маленькими. Потом они пошли в школу, и это стало невозможно. И тогда мы решили переехать в Швейцарию. Наши друзья помогли нам получить право на жительство. Из Швейцарии летать по всему миру гораздо удобнее. Это очень важно, ведь до сих пор я веду активную концертную жизнь.
- Встречались ли Вам наши соотечественники?
- Конечно. Некоторые женились на русских женщинах, привозили их в Исландию. Одна такая женщина даже давала уроки моему сыну. Но потом про это узнали в посольстве, и она больше не приходила. Я тогда считался персоной нон грата. Это очень маленькая страна, и советское посольство знало всех. Еще я знал одну русскую женщину, которая была замужем за исландским коммунистом.
- Надо же, такая маленькая страна, а там тоже есть коммунисты!
- Там были все кто угодно, даже нацисты.
О МУЗЫКАНТАХ И АНГЛИЧАНАХ
- Вы работаете с коллективами из разных стран мира. На каком языке Вы общаетесь с музыкантами?
- Обычно по-английски. Его везде понимают, в том числе и в Японии. Но я могу вести репетиции по-французски, могу по-немецки, правда, медленнее: не так много практики. Однако переводчика не беру никогда.
- С каким оркестром Вам нравится работать больше всего?
- Мне был очень близок английский оркестр. Они ко мне чудно относились с самого начала моего дирижирования в конце 70-х, хотя я был новичком в дирижировании, до этого только играл. Я им очень благодарен за это.
- Любите ли Вы англичан?
- Очень люблю. Многих других тоже, но особенно – англичан. Они очень мне близки. Мне кажется, что у них очень хороший баланс между тем, что они чувствуют и что они анализируют ментально. Они очень внутренне сильные люди, однако они всегда знают, когда нужно себя выражать и когда не нужно. Они понимают, что кричать и выходить из себя не всегда так уж важно и не всегда так уж результативно. Я считаю это очень хорошим качеством. Но когда нужно что-то сделать, они делают все, что должно быть сделано. И это мне очень нравится.
- Вы никогда не думали о возвращении в Россию?
- Как я могу такое думать после тех 26 лет? Этого уже не будет никогда. Я себя чувствую абсолютно западным человеком. Однако мой отец был еврей, мать русская, она и меня крестила в русской церкви. Поэтому для меня Россия очень важна.
rus.ruvr.ru
Ранее,здесь https://foreigniceland.forum2x2.ru/forum-f9/tema-t4094.htm?highlight=%c0%f8%ea%e5%ed%e0%e7%e8
buick- Мудрый Тролль
- Количество сообщений : 2776
Дата рождения : 1975-07-03
Географическое положение : Yamburg