Последние темы
Праздники Исландии
Вход
Нераскрытые таланты Евгения Дворжецкого
Страница 1 из 1
Нераскрытые таланты Евгения Дворжецкого
© предоставлено пресс-службой РАМТа
Сегодня, 12 июля, исполняется 50 лет со дня рождения актера Евгения Дворжецкого – императора Тита из "Береники", Эдмунда из "Короля Лира", Сказочника из "Снежной королевы" на сцене Российского академического молодежного театра и Эдмона Дантеса и короля Генриха III в кино. Воспоминаниями о том, каким был Евгений Дворжецкий, с РИА Новости поделился художественный руководитель РАМТа Алексей Владимирович Бородин. Вместе они проработали больше пятнадцати лет.
Дворжецкий-младший
"Я впервые увидел Евгения Дворжецкого, когда пришел на выпускной спектакль в Щукинское училище, - рассказал РИА Новости Алексей Бородин. - Искал артистов, которых можно было бы пригласить к себе. Помню, что Женя сразу произвел впечатление очень редкой, интересной индивидуальности. Я сразу обратил на него внимание, а позже попросил показаться в театре, как это обычно принято. Правда, тогда я еще не соединил Дворжецкого с Дворжецким: о том, что Женя из театральной семьи и что мы давно знакомы с его матерью, замечательным режиссером и педагогом нижегородского училища Ривой Левите, я не знал - это выяснилось уже позже. А тогда я с радостью пригласил Женю в Центральный детский театр (в 1992-м ставший РАМТом - прим. ред.), где мы и проработали вместе столько лет - с момента окончания им театрального училища и до этой его такой невозможной гибели".
Евгений Дворжецкий в спектакле "Король Лир"
Редкость для детей из артистических семей, но ни в детстве, ни в юности становиться актером Евгений Дворжецкий не собирался. Его отец, польский дворянин Вацлав Дворжецкий, на чью долю выпало тринадцать лет сталинских лагерей, стал известным благодаря фильмам "Щит и меч", "Красное и черное", "Забытая мелодия для флейты" и "Угрюм-река". Сводный брат Владислав, трагически ушедший из жизни всего за месяц до того, как Евгений поступил в театральное, прославился благодаря "Бегу", "Солярису" и "Земле Санникова".
"Мне кажется, что решение стать актером зрело в нем исподволь, друзья начали поступать в театральный институт, и вдруг - "Я попробую!". Папа против, а я: "Ну что же, будем пробовать, пожалуйста". Никаких протекций", - вспоминала Рива Левите.
Поступить в театральный (Дворжецкий хотел только в Щукинское) ему удалось лишь со второго раза - первая попытка провалилась из-за плохо написанного сочинения. В "Щуке" он попал на курс к Славской, учась и подрабатывая по вечерам гардеробщиком. Там же Дворжецкий познакомился с будущей женой Ниной - она училась на два курса младше, а позже они вместе пришли работать в РАМТ.
Рано, еще учась в театральном, Дворжецкий начал сниматься в кино: его дебютом стала роль Паши Исаева в "Двадцати шести днях из жизни Достоевского", где ему довелось работать с Анатолием Солоницыным. Но настоящая "кинематографическая" известность, конечно же, пришла позже, уже после окончания училища, когда в 88-м он снялся в фильме "Узник Замка Иф". В фильме Дворжецкий сыграл сразу две роли – молодого Эдмона Дантеса и Альбера де Морсера. За "Узником Замка Иф" последовали роли в детективе "Вход в лабиринт" и "Мечтах идиота" по роману "Золотой теленок", где Дворжецкий стал Шурой Балагановым.
А первой ролью Дворжецкого на сцене РАМТа стал Интер в "Ловушке 46, рост второй". Довольно быстро он стал одним из ведущих актеров, играя главные роли на сцене и очень важную - в жизни всей труппы. Среди его ролей в Российском молодежном театре - император Тит в "Беренике", Сказочник в "Снежной королеве", Эдмунд в "Короле Лире", Бельведонский в "Бане" Маяковского, Панталоне в "Любви к трем апельсинам", Фауст в "Фаусте".
Евгений Дворжецкий в спектакле "Фауст"
"Он очень многое определял: и в спектаклях, где был занят, и в жизни театра в целом. По нему, кстати сказать, я очень многое проверял: Женя был не их тех, кто привык раздавать всему свои оценки, но по его глазам, взгляду я всегда мог прочесть отношение к происходящему: верно ли оно или совершаются какие-то ошибки. Он был настоящим строителем театра, - рассказал Бородин - У него было свое собственное отношением ко всему - к жизни, к театру, к работе, которую он делал. То, что отличало его - необыкновенный темперамент, и любая работа с ним была настоящим творческим взаимодействием актера и режиссера. При всем разнообразии ролей это всегда было соавторство. Ни об одном спектакле, над которыми мы работали вместе, я не могу сказать, что он мой - все они были нашими. При этом он никогда не скрывал недовольства собой, режиссером или партнерами - прямолинейность сочеталась в нем со строгостью, требовательностью - но без взбалмошности, без "звездности", хотя тогда он был настоящей, как сказали бы сейчас, звездой. У него был ясный, внятный ум, ироничное отношение к жизни, и прежде всего к себе, необыкновенное умение радоваться за других - близких, коллег, Нину".
Делайте, делайте!
"Знаете, у Булата Окуджавы есть такие строчки: "Пусть я буду жадный, только не скупой". Мне кажется, это как раз про Женю: желание пробовать, развиваться было в нем очень сильно, он был жадным до творчества - но при этом ни в коем случае не скупым", - рассказал Алексей Бородин.
Дворжецкий был по-настоящему востребованным артистом: много снимался, много работал на телевидении (телезрители знали его как ведущего программ "Бесконечное путешествие" и "Про фото"), его приглашали в другие театры. В конце 90-х для телезрителей Дворжецкий снялся в сериале "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро".
Что касается театральной жизни, то к работам в РАМТе прибавилась спектакли в "Школе современной пьесы" (у Дворжецкого была роль в "Антигоне в Нью-Йорке", где его партнером стал лучший друг Владимир Стеклов, а также в "Чайке", "Затерянных в раю" и "Доне Кихоте) и в "Театре на Малой Бронной" - там он играл в "Короле Лире".
Параллельно та же постановка шла в "родном" для Дворжецкого РАМТе. Сам актер рассказывал в одном из интервью: "Разные роли, разная стилистика спектаклей. Работа шла параллельно: чуть ли не в одном театре утром генеральная, а в другом вечером - премьера. Сумасшедшие дни! Но ни разу не было мысли отказаться. Потому что это наслаждение - так работать".
"При всей своей занятости, он очень умел выделять главное и второстепенное, - рассказал Бородин. - Ответственность, я бы сказал, суперответсвенность, - редкое качество, которое было ему присуще. Какая-то потрясающая цельность - таким он вчера у меня был, и есть, и будет. С годами это понимание профессии только усиливалось, а с другой стороны, оставалась, слава тебе Господи, ребячливость - она ведь очень важна для творческого человека. Открытость всегда была в нем, но с годами к профессии он относился все строже".
Бородин поделился эпизодом: "Я на всю жизнь запомнил одну брошенную мне им фразу - "Делайте, делайте!". Это произошло на репетиции, когда в какой-то момент я вдруг приостановился и растерялся, а он очень волево, очень мощно послал мне эти слова, просто приказал мне. "Делайте, делайте!": вы должны это делать, у вас получается, вы идете тем путем. За эту фразу я благодарен ему бесконечно".
Уход
"Я мечтал, чтобы мы с ним поставили "Бесов" Достоевского (за чтение "Бесов" и участие в студенческой организации "Группа освобождения личности", кстати, в 1929 году получил свой первый - восьмилетний - срок Вацлав Дворжецкий - прим. ред) и он сыграл Ставрогина - это была абсолютно его роль. Накануне я уезжал в Исландию, где работал над "Бесами" и по возвращении собирался начать репетиции с Женей здесь, в России. Но в Исландии я узнал, что его не стало, и так этого не свершилось. Конечно, все тут же бросил и вернулся в Москву".
Дворжецкий ушел из жизни на взлете, когда было ощущение, что все впереди, уверен Бородин. Может быть, осталось нераскрытым явно присутствующее в нем режиссерское дарование - в свое время по просьбе Бородина Дворжецкий преподавал актерское мастерство в ГИТИСе, репетировал со студентами: "Я вспоминаю сейчас, как мы работали над "Дневником Анны Франк", где играла Чулпан Хматова. И Женя, и Нина помогали мне в этой работе, участвовали очень активно. Это был такой потрясающий, включенный контакт. Его очень любили на курсе. Конечно, за те годы, что Дворжецкого нет, он мог бы многого достичь - и в актерском, и в режиссерском плане. Конечно, он был только в начале пути - а это признак большого артиста - ощущение "в начале пути".
Евгения Дворжецкого не стало 1 декабря 1999-го года. Возвращаясь из Института иммунологии с радостной новостью - врачи не нашли астмы, на которую у него были подозрения, - Дворжецкий не заметил знак "Уступи дорогу" и попал в аварию. У актера остались дочь Анна и сын Миша, которым на тот момент было девять лет и семь месяцев.
www.rian.ru
buick- Мудрый Тролль
- Количество сообщений : 2776
Дата рождения : 1975-07-03
Возраст : 49
Географическое положение : Yamburg
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Ноя 13, 2024 3:45 am автор Джетт
» FAQ или часто задаваемые вопросы
Пн Окт 21, 2024 2:21 am автор Джетт
» Шторм на Ладоге
Пн Окт 21, 2024 2:10 am автор Джетт
» У моря в апреле
Вс Сен 22, 2024 6:20 am автор Джетт
» Ты будешь жить
Ср Сен 04, 2024 10:03 am автор Джетт
» 67-я параллель
Пн Апр 29, 2024 7:07 am автор Джетт
» Тиманский овраг
Ср Дек 27, 2023 10:47 pm автор Джетт
» Отель "Ореанда"
Вс Сен 10, 2023 8:05 am автор Джетт
» Карельские рассветы
Вс Апр 23, 2023 7:36 am автор Джетт
» Альма-Матер
Вс Дек 25, 2022 6:42 am автор Джетт