Последние темы
Похожие темы
Праздники Исландии
Вход
Битва за Арктику началась
Страница 1 из 1
Битва за Арктику началась
Глобальное потепление еще не успело растопить льды Арктики, а битва за огромные ископаемые ресурсы этого сурового региона уже началась. Полярные исследования впервые перешли из сферы науки в сферу экономики. Что же заставило целый ряд государств обратить свои взгляды к Северному полюсу и выделить немалые ресурсы для полярной экспансии? Каков потенциал участников полярной гонки и насколько обоснованы их притязания? Сможет ли Россия, первой сделавшая попытку заполучить свой кусок арктического пирога, преуспеть в своем начинании? На многие из этих вопросов пока еще сложно дать однозначный ответ, однако попытаемся рассмотреть сложившуюся ситуацию.
Арктикой принято называть область земного шара, включающую северные окраины Евразии, Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан с множеством островов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Общая площадь региона составляет около 27 млн. кв. км., что почти в три раза больше Европы. Центральную часть околополюсной области занимает Северный Ледовитый океан площадью 14,75 млн. кв. км.
Несмотря на свои внушительные размеры, Арктический регион является одним из наименее освоенных в силу своей удаленности и неблагоприятных климатических условий. Итак, что же заставило лидеров многих стран заявить о приоритетности освоения территорий, которые ранее были, в основном, вотчиной белых медведей и исследователей-полярников? Частичный ответ на этот вопрос дает исследование Геологической службы США, проведенное в 2000г. В его выводах говорится, что в арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа. На текущий момент, в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений. Для 10 из них перспективность разработки уже доказана. Согласно подсчетам Минприроды РФ, на площади 6,2 млн. кв. км. сосредоточены запасы в 15,5 млрд. тонн нефти и 84,5 трлн. кубометров газа. Самым известным, несомненно, является Штокмановское месторождение, расположенное в российской шельфовой зоне Баренцева моря. Его запасы оцениваются в 3,7 трлн. куб. м. газа и порядка 31 млн. т. газоконденсата. Стоит также упомянуть о биоресурсах арктического шельфа, на котором сосредоточены крупные запасы рыбы. Помимо этого, по данной территории проходит Северный морской путь, значимость которого, как транспортной магистрали, неуклонно растет. Как видим, в полярных широтах, есть много привлекательного.
Однако все рассуждения о сказочных богатствах крайнего Севера могли бы остаться чисто теоретическими, если бы не глобальное потепление климата, начавшееся в последние десятилетия. Результаты исследований, проведенных в последние годы, говорят о заметном сокращении ледового покрова Арктики. Это делает реальной коммерческую разработку месторождений, которые раньше были надежно укрыты арктическими льдами от алчных взглядов правительств и сырьевых корпораций. Более того, данные последних исследований говорят о том, что темпы облысения северной макушки нашей планеты превосходят ранее прогнозируемые. Японское агентство аэрокосмических исследований сообщило 16 августа, что северный ледовый купол Земли уменьшился до невиданных ранее размеров и в следующем месяце его площадь может быть такой, какой, по прогнозам, она должна стать только через несколько десятков лет. По данным проведенных исследований, поверхность льда Северного Ледовитого океана на 15 августа составила 5,31 млн. квадратных километров, против 5,32 млн. кв. км., зарегистрированных в сентябре 2005 г. По прогнозам японских ученых, эта площадь может сократиться к середине сентября до 4,5 млн. кв. км. – такую цифру Межправительственная комиссия ООН по проблемам изменения климата прогнозировала лишь к 2050 году. Таким образом, время, когда буровые платформы станут привычной частью арктического пейзажа, уже не за горами.
На пути реализации амбициозных энергетических проектов в Арктике остается два основных препятствия: неурегулированный юридический статус многих заполярных территорий и недостаточная техническая готовность к работе в столь суровых условиях.
По иронии судьбы России теперь приходится доказывать свои права на территории, которые ранее официально принадлежали ей. В 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории этой страны. России, таким образом, достался самый большой сектор, образуемый Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. На всех отечественных картах советского периода сектор отмечался как часть СССР. В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая определяла, как должны пройти границы по дну Арктического океана. Согласно документу, границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берегов материка и островов. В пределах этой зоны государствам разрешалось распространять свой суверенитет на морское дно, разведывать и разрабатывать залегающие под ним природные ресурсы. Кроме 200-мильной зоны конвенция установила особый статус для континентального шельфа, предусмотрев возможность расширения границы экономической зоны, если страна докажет, что шельф простирается за пределы 200-мильной зоны. В 1997 году Москва ратифицировала Конвенцию и, таким образом, утратила права на “русский треугольник”.
К счастью, нынешний кремлевский режим, проводя активную политику на Западе и Востоке, не забыл и о природных богатствах Севера. В нынешнем году в Арктике побывали целых две отечественных экспедиции, которые собрали данные, необходимые для предоставления заявки в Комиссию ООН по шельфу. Тем самым, Россия намерена заявить свои претензии на подводный хребет Ломоносова, находящийся за пределами 200-мильной зоны. Эта область, по приблизительным оценкам, содержит 4-9 млрд. тонн условного топлива. Рассмотрение заявки намечено на 2009г. Глубоководные аппараты “Мир”, входившие в состав второй арктической экспедиции, даже установили на дне океана в географической точке Северного полюса российский флаг, изготовленный из сверхпрочного титанового сплава. Таким образом, РФ первой активно включилась в арктическую гонку. Несмотря на это, большинство экспертов уверено, что Россия встретит сильнейшее противодействие со стороны других заинтересованных держав. Подтверждением тому служит бурная реакция американских и канадских политиков на установку российского символа на дне Северного ледовитого океана. Нервозность зарубежных политиков также позволяет сделать вывод о том, что российские притязания на северные территории принимаются всерьез. Поэтому существенное значение будет иметь фактическое экономическое и военное присутствие нашей страны за полярным кругом.
В настоящий момент российский ледокольный флот является самым многочисленным и мощным в мире. Он насчитывает сейчас 7 атомных ледоколов: "Ямал", "Россия", "Арктика", "Таймыр", "Вайгач", "Советский Союз" и введенный в строй в 2007 г. "50 лет Победы". Однако из-за старения ледоколов, построенных в советский период, и задержек в строительстве новых ледоколов, примерно к 2015 году в России может возникнуть так называемая “ледовая пауза”. Это период, когда возможности северной навигации для РФ будут крайне ограничены. Вместе с тем, технологический задел, созданный Россией в полярном мореплавании, и внимание, уделяемое в последнее время властями северному вопросу, позволяют надеяться на исправление ситуации. Так, стало известно, что мурманское морское пароходство намерено переоборудовать атомный контейнеровоз “Севморпуть” в буровое судно для нефтедобычи. Судно будет готово начать работу в Арктике через полтора года. Россия не обладает столь обширными опытом в разработке северных шельфовых месторождений как, например, Норвегия. Однако, определенные наработки имеются и у нас. В частности "Гапзпром" и "Роснефть" осуществляют совместную разработку месторождения "Приразломное" в Печорском море.
Другие державы также не дремлют. США намерены выделить $8,7 млрд. на ремонт и модернизацию ледоколов береговой охраны. Американцы также планируют в скором времени ратифицировать Морскую конвенцию ООН, чтобы получить право голоса при решении шельфовых вопросов. Канада направляет крупные суммы на строительство арктических патрульных кораблей. В Оттаве даже заговорили об установке артиллерийского вооружения на существующие суда ледового класса. Но ни американские, ни канадские суда не смогут составить конкуренцию российскому северному флоту, поскольку они не рассчитаны на использование в особо тяжелых ледовых условиях. Норвегия, не располагающая мощным ледокольным флотом, имеет большой опыт разработки шельфовых нефтегазовых месторождений в северных широтах. В то же время, не самый большой геополитический вес Норвегии в мире ограничивает ее возможность отстаивать свои интересы в регионе. Дании также будет нелегко подкрепить свои претензии экономическими и силовыми аргументами.
Можно прогнозировать, что главными участниками предстоящей битвы за Арктику станут Россия, Канада и США. Первые две державы – в силу историко-географических факторов, а Соединенные Штаты еще и в связи с агрессивной политикой, предусматривающей глобальный контроль над мировыми энергоресурсами. Следует отметить, что между соседями по североамериканскому континенту имеются серьезные разногласия по поводу территориальной принадлежности Северо-западного прохода, который является важной частью Северного морского пути.
Энергичные действия России на Севере и хороший технологический задел дали ей фору в разделе ресурсов арктического шельфа. При этом следует помнить, что окончательный успех будет определяться не только политической волей и военно-экономическим присутствием РФ в регионе, но и способностью привлечь инвестиции и технологии, необходимые для полноценного освоения ресурсов Арктики.
Подготовил Леонид Удалов
k2kapital.com
Арктикой принято называть область земного шара, включающую северные окраины Евразии, Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан с множеством островов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Общая площадь региона составляет около 27 млн. кв. км., что почти в три раза больше Европы. Центральную часть околополюсной области занимает Северный Ледовитый океан площадью 14,75 млн. кв. км.
Несмотря на свои внушительные размеры, Арктический регион является одним из наименее освоенных в силу своей удаленности и неблагоприятных климатических условий. Итак, что же заставило лидеров многих стран заявить о приоритетности освоения территорий, которые ранее были, в основном, вотчиной белых медведей и исследователей-полярников? Частичный ответ на этот вопрос дает исследование Геологической службы США, проведенное в 2000г. В его выводах говорится, что в арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа. На текущий момент, в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений. Для 10 из них перспективность разработки уже доказана. Согласно подсчетам Минприроды РФ, на площади 6,2 млн. кв. км. сосредоточены запасы в 15,5 млрд. тонн нефти и 84,5 трлн. кубометров газа. Самым известным, несомненно, является Штокмановское месторождение, расположенное в российской шельфовой зоне Баренцева моря. Его запасы оцениваются в 3,7 трлн. куб. м. газа и порядка 31 млн. т. газоконденсата. Стоит также упомянуть о биоресурсах арктического шельфа, на котором сосредоточены крупные запасы рыбы. Помимо этого, по данной территории проходит Северный морской путь, значимость которого, как транспортной магистрали, неуклонно растет. Как видим, в полярных широтах, есть много привлекательного.
Однако все рассуждения о сказочных богатствах крайнего Севера могли бы остаться чисто теоретическими, если бы не глобальное потепление климата, начавшееся в последние десятилетия. Результаты исследований, проведенных в последние годы, говорят о заметном сокращении ледового покрова Арктики. Это делает реальной коммерческую разработку месторождений, которые раньше были надежно укрыты арктическими льдами от алчных взглядов правительств и сырьевых корпораций. Более того, данные последних исследований говорят о том, что темпы облысения северной макушки нашей планеты превосходят ранее прогнозируемые. Японское агентство аэрокосмических исследований сообщило 16 августа, что северный ледовый купол Земли уменьшился до невиданных ранее размеров и в следующем месяце его площадь может быть такой, какой, по прогнозам, она должна стать только через несколько десятков лет. По данным проведенных исследований, поверхность льда Северного Ледовитого океана на 15 августа составила 5,31 млн. квадратных километров, против 5,32 млн. кв. км., зарегистрированных в сентябре 2005 г. По прогнозам японских ученых, эта площадь может сократиться к середине сентября до 4,5 млн. кв. км. – такую цифру Межправительственная комиссия ООН по проблемам изменения климата прогнозировала лишь к 2050 году. Таким образом, время, когда буровые платформы станут привычной частью арктического пейзажа, уже не за горами.
На пути реализации амбициозных энергетических проектов в Арктике остается два основных препятствия: неурегулированный юридический статус многих заполярных территорий и недостаточная техническая готовность к работе в столь суровых условиях.
По иронии судьбы России теперь приходится доказывать свои права на территории, которые ранее официально принадлежали ей. В 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории этой страны. России, таким образом, достался самый большой сектор, образуемый Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. На всех отечественных картах советского периода сектор отмечался как часть СССР. В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая определяла, как должны пройти границы по дну Арктического океана. Согласно документу, границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берегов материка и островов. В пределах этой зоны государствам разрешалось распространять свой суверенитет на морское дно, разведывать и разрабатывать залегающие под ним природные ресурсы. Кроме 200-мильной зоны конвенция установила особый статус для континентального шельфа, предусмотрев возможность расширения границы экономической зоны, если страна докажет, что шельф простирается за пределы 200-мильной зоны. В 1997 году Москва ратифицировала Конвенцию и, таким образом, утратила права на “русский треугольник”.
К счастью, нынешний кремлевский режим, проводя активную политику на Западе и Востоке, не забыл и о природных богатствах Севера. В нынешнем году в Арктике побывали целых две отечественных экспедиции, которые собрали данные, необходимые для предоставления заявки в Комиссию ООН по шельфу. Тем самым, Россия намерена заявить свои претензии на подводный хребет Ломоносова, находящийся за пределами 200-мильной зоны. Эта область, по приблизительным оценкам, содержит 4-9 млрд. тонн условного топлива. Рассмотрение заявки намечено на 2009г. Глубоководные аппараты “Мир”, входившие в состав второй арктической экспедиции, даже установили на дне океана в географической точке Северного полюса российский флаг, изготовленный из сверхпрочного титанового сплава. Таким образом, РФ первой активно включилась в арктическую гонку. Несмотря на это, большинство экспертов уверено, что Россия встретит сильнейшее противодействие со стороны других заинтересованных держав. Подтверждением тому служит бурная реакция американских и канадских политиков на установку российского символа на дне Северного ледовитого океана. Нервозность зарубежных политиков также позволяет сделать вывод о том, что российские притязания на северные территории принимаются всерьез. Поэтому существенное значение будет иметь фактическое экономическое и военное присутствие нашей страны за полярным кругом.
В настоящий момент российский ледокольный флот является самым многочисленным и мощным в мире. Он насчитывает сейчас 7 атомных ледоколов: "Ямал", "Россия", "Арктика", "Таймыр", "Вайгач", "Советский Союз" и введенный в строй в 2007 г. "50 лет Победы". Однако из-за старения ледоколов, построенных в советский период, и задержек в строительстве новых ледоколов, примерно к 2015 году в России может возникнуть так называемая “ледовая пауза”. Это период, когда возможности северной навигации для РФ будут крайне ограничены. Вместе с тем, технологический задел, созданный Россией в полярном мореплавании, и внимание, уделяемое в последнее время властями северному вопросу, позволяют надеяться на исправление ситуации. Так, стало известно, что мурманское морское пароходство намерено переоборудовать атомный контейнеровоз “Севморпуть” в буровое судно для нефтедобычи. Судно будет готово начать работу в Арктике через полтора года. Россия не обладает столь обширными опытом в разработке северных шельфовых месторождений как, например, Норвегия. Однако, определенные наработки имеются и у нас. В частности "Гапзпром" и "Роснефть" осуществляют совместную разработку месторождения "Приразломное" в Печорском море.
Другие державы также не дремлют. США намерены выделить $8,7 млрд. на ремонт и модернизацию ледоколов береговой охраны. Американцы также планируют в скором времени ратифицировать Морскую конвенцию ООН, чтобы получить право голоса при решении шельфовых вопросов. Канада направляет крупные суммы на строительство арктических патрульных кораблей. В Оттаве даже заговорили об установке артиллерийского вооружения на существующие суда ледового класса. Но ни американские, ни канадские суда не смогут составить конкуренцию российскому северному флоту, поскольку они не рассчитаны на использование в особо тяжелых ледовых условиях. Норвегия, не располагающая мощным ледокольным флотом, имеет большой опыт разработки шельфовых нефтегазовых месторождений в северных широтах. В то же время, не самый большой геополитический вес Норвегии в мире ограничивает ее возможность отстаивать свои интересы в регионе. Дании также будет нелегко подкрепить свои претензии экономическими и силовыми аргументами.
Можно прогнозировать, что главными участниками предстоящей битвы за Арктику станут Россия, Канада и США. Первые две державы – в силу историко-географических факторов, а Соединенные Штаты еще и в связи с агрессивной политикой, предусматривающей глобальный контроль над мировыми энергоресурсами. Следует отметить, что между соседями по североамериканскому континенту имеются серьезные разногласия по поводу территориальной принадлежности Северо-западного прохода, который является важной частью Северного морского пути.
Энергичные действия России на Севере и хороший технологический задел дали ей фору в разделе ресурсов арктического шельфа. При этом следует помнить, что окончательный успех будет определяться не только политической волей и военно-экономическим присутствием РФ в регионе, но и способностью привлечь инвестиции и технологии, необходимые для полноценного освоения ресурсов Арктики.
Подготовил Леонид Удалов
k2kapital.com
_________________
ООО "АйсКорпо Рус" www.icecorpo.is
Школа русского языка в Исландии www.modurmal.com
Похожие темы
» СМИ: Канада стремится захватить Арктику
» Еврокомиссия хочет сделать Арктику интернациональной
» В Приморье началась вакцинация домашней птицы против вируса птичьего гриппа
» Еврокомиссия хочет сделать Арктику интернациональной
» В Приморье началась вакцинация домашней птицы против вируса птичьего гриппа
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Ноя 13, 2024 3:45 am автор Джетт
» FAQ или часто задаваемые вопросы
Пн Окт 21, 2024 2:21 am автор Джетт
» Шторм на Ладоге
Пн Окт 21, 2024 2:10 am автор Джетт
» У моря в апреле
Вс Сен 22, 2024 6:20 am автор Джетт
» Ты будешь жить
Ср Сен 04, 2024 10:03 am автор Джетт
» 67-я параллель
Пн Апр 29, 2024 7:07 am автор Джетт
» Тиманский овраг
Ср Дек 27, 2023 10:47 pm автор Джетт
» Отель "Ореанда"
Вс Сен 10, 2023 8:05 am автор Джетт
» Карельские рассветы
Вс Апр 23, 2023 7:36 am автор Джетт
» Альма-Матер
Вс Дек 25, 2022 6:42 am автор Джетт